|
Дневные оптические приборы имеют несколько важных характеристик, которыми нужно руководствоваться при выборе прибора для применения в тех или иных условиях.
1. Кратность (увеличение). Характеристика показывает, насколько использование прибора "увеличивает" или "приближает" обозреваемые предметы.
Например, если использовать модель, "увеличивающую" изображение в 10 раз, предмет, находящийся за километр от нас будет виден так, как невооруженным глазом нам виден предмет, удаленный от нас на 100 метров. Как правило, кратность количественно указывается в названии модели, на первом месте. Хотя эта характеристика в первую очередь интересует пользователя, при выборе прибора обязательно нужно обратить внимание и на другие.
2. Диаметр входной линзы объектива определяет, сколько света собирает и направляет объектив в оптическую систему прибора. (Поток собираемого и направляемого света тем больше, чем больше диаметр входной линзы). Как правило, диаметр входной линзы количественно указывается в названии модели, в котором стоит на втором месте после указания кратности. Например, в названии модели 10х50 указывается диаметр входной линзы 50 (мм). (10 - это количественное указание предыдущей характеристики, кратности).
3. Диаметр входного зрачка. Входным зрачком называется кружок света, который виден на окуляре направленного на свет прибора, если смотреть с расстояния 20-30 см. Размеры (диаметр) этого светового пятна являются показателем того, сколько света способен пропускать окуляр, а значит и того, насколько ярким будет видимое в прибор изображение. Диаметр входного значка - величина переменная. При особенно ярком свете входной зрачок сужается, а при недостатке освещения - расширяется. В средем же, диаметр входного зрачка равняется диаметру входной линзы, разделенному на показатель кратности. В примере с моделью 10х50, диаметр входного зрачка будет равен 5 мм: 50мм/10 = 5. Поскольку освещенность на колебания размеров входного зрачка, нужно при выборе модели учитывать условия, в которых будет использоваться прибор. Как правило, предпочтение отдается приборам с большим диаметром входного зрачка.
4. Светосила (индекс яркости, относительная яркость). Эта сравнительная характеристика является показателем эффективности прибора в условиях недостаточной освещенности помещения или местности. Светосила равна диаметру входного зрачка, возведенному в квадрат. Т.е., если диаметр входного зрачка 5 мм, то светосила - 25 мм кв. Чем больше светосила, тем модель эффективнее в условиях плохого освещения.
5. Полем зрения называется ширина панорамы, обозреваемой через оптический прибор. Характеристика выражается либо в угловых величинах (поле зрения равно величине угла, образуемоего двумя воображаемыми лучами, исходящими из зрачка наблюдателя к двум крайним точкам панорамы), либо в линейных (как ширина панорамы, видимой с 1 км). Поле зрение тем меньше, чем выше кратность.
6. Разрешение - свойство прибора, позволяющее различать мелкие детали изображения. Чем выше разрешение, тем подробнее (детальнее) Вы сможете рассмотреть при помощи данной модели предмет. Характеристика измеряется в угловых величинах (секундах) либо в штрихах на миллиметр
(как количество различимых штрихов на миллиметр ширины изображения).
7. Просветление оптики. Характеристики просветляющих покрытий. При выборе модели важно обратить внимание на качество его т.н. просветляющих покрытий. Данные покрытия предназначены для того, чтобы снизить действие отражения и поглощения света оптическими деталями прибора, так как эти физические процессы негативно сказываются на качестве изображения. Просветляющие покрытия описываются по цвету и количеству слоев получаемоего просветления, спектру пропускаемого света и цветовому оттенку изображения. К примеру, просветление, даваемое линзами красного цвета хорошо пропускает голубые, синие и фиолетовые световые лучи, а получаемое изображение имеет в этом случае не особенно желательный зеленый или голубой оттенок. Наиболее естественную цветовую гамму можно наблюдать в прибор, просветляющие покрытия которого дают многослойное просветление зеленоватого оттенка.
|