|
Выбор экспозиционных параметров |
К оптическим параметрам фотосъемки относят фокусировку объектива, оценку резкости изображения, а к экспозиционным — установку диафрагмы и выдержки. Фокусировка объектива, оказывающая решающее значение на художественное качество будущего снимка, обеспечивает требуемую резкость оптического рисунка фотографического изображения.
При этом оценка резкости рисунка производится либо прямым путем — по резкости на матовом стекле, либо косвенным — по совмещению двух изображений, устранению размытости изображения микрорастра и другим параметрам фокусирующего экрана.
Изменение диафрагменных чисел приводит к изменениям как глубины резко изображаемого пространства, так и выдержки, т. е. влияет на факторы экспозиции. При выборе факторов экспозиции необходимо исходить из поставленной изобразительной задачи, принимая во внимание, что с диафрагмированием объектива связана глубина резко изображаемого пространства, а от продолжительности выдержки зависит степень «смазанности» (нерезкости) изображения при съемке движущихся предметов и съемке без штатива. Максимально возможная выдержка при съемке с рук (без штатива) аппаратом с нормальным объективом соответствует выдержке 1/30.…1/50 с, а аппаратом с длиннофокусным объективом — 1/125…1/250 с. Следовательно, максимально возможная выдержка зависит и от величины фокусного расстояния объектива.
Если объект имеет большую протяженность в глубину и допускает короткую выдержку, целесообразно закрывать диафрагму, компенсируя экспозицию увеличением выдержки или повышением чувствительности фотоматериала, и наоборот. Когда требуется выделить сюжетно важную часть снимка, для создания глубины пространства на снимке, при портретной съемке крупным планом и т. д.— приоритетным фактором для установки экспозиционных параметров служат диафрагменные числа. Глубина резкости при этом может быть определена визуально, по матовому стеклу видоискателя или по специальным шкалам объектива.
Определение момента съемки и последующая съемка являются финалом творческого процесса съемки. Точное определение момента съемки особенно важно при быстро протекающих процессах (спортивная съемка, фейерверк, репортаж, жанровые сцены и др.), а также при всех видах портретной и художественной съемки, когда нужно выбрать не только удачное место съемки, освещение, ракурс и пр., но и уловить состояние человека, выражение его лица. |