|
Под павильонной съемкой понимается фотографирование в помещении, при котором используется искусственное, чаще всего электрическое освещение.
Количество и мощность применяемых при этом источников света должны соответствовать величине освещенности, необходимой для получения высококачественного снимка. Различные виды освещения, о которых было сказано выше, используются и в условиях павильонной съемки. В соответствии с ними регулируется сила света осветительных приборов, их расстановка, что позволяет решать композиционные задачи, получая различные по характеру эффекты освещения.
Главную роль в формировании предметов играет рисующий свет, выявляющий их скульптурно-объемную пластику. Умело используя такой свет, фотограф может выделить важнейшие элементы композиции и оставить в тени второстепенные. Соотношение света и тени, т. е. создание светового баланса, также определяется силой источника рисующего света, который создается при искусственном освещении приборами направленного света.
Если же тени, созданные рисующим светом, не несут в себе декоративного начала или смысловой нагрузки, они могут быть высветлены заполняющим светом. Он создается источниками рассеянного света и вместе с другими видами освещения, в первую очередь моделирующим светом, определяет степень контрастности изображения. Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает.
Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего применяются слабые приборы рассеянного света. Нижний моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного (рисующего) верхнего источника света. Моделирующий свет может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться. Фоновой свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света. Контурный свет создает вокруг снимаемого объекта световой контур. Этот контур должен быть ярче светлой части освещенного объекта и участка фона, на который он проецируется. Контурный свет может стать выразительной частью композиции. Эффектный свет создает на элементах фотокомпозиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра.
Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.
При съемке практически никогда не используются все виды освещения одновременно, достаточно двух или трех.
Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения: 1) освещенность снимаемого объекта и всего пространства; 2) контрастность освещения; 3) направление и размеры теней, т. е. затененных, участков поверхности снимаемого объекта; 4) спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта.
Говоря об освещенности и контрастности, необходимо помнить об особенностях зрительного восприятия, для которого важна не только величина освещенности, но и соотношение яркостей отдельных участков снимаемой композиции. Глаз различает яркости, если они отличаются одна от другой хотя бы на 10 %. Поэтому, чтобы воспроизвести видимую человеком светотеневую градацию, необходимо правильно произвести экспонометрию освещенных и теневых участков, учитывая при этом возможности пленки, на которую снимаете. Тогда изображение будет соответствовать реально существующему светотональному рисунку. Необходимо научиться правильно использовать направление, света и размеры теней.
Возможны бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света — от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света. Следует помнить о том, что тень, как и свет, может стать выразительнейшим элементом композиции. Ее контуры, тональность насыщения, расположение в пространстве кадра надо учитывать и при расстановке акцентов, и при достижении эстетической завершенности фотоснимка. Если фон плоский и не является дополнительным смысловым акцентом композиции, при его освещении не ставится специальных задач и, как правило, используется только заполняющий свет. Но при этом необходимо стремиться к тому, чтобы фон или хотя бы часть его были темнее или светлее снимаемого объекта. Силуэт снимаемого предмета или человека можно также выделить с помощью светового или теневого контура для того, чтобы объект не сливался с фоном. Если же фон усложнен, он может освещаться почти всеми видами света.
С помощью направленных источников света можно создать выразительный светотеневой рисунок. Мягкая, прозрачная тень сделает драматургию снимка менее конфликтной.
Резко выраженная светотень, при которой одни предметы или их части погружены в тень, а другие, наоборот, ярко освещены, внесет в композицию кадра элементы драматической напряженности и сделает кадр более выразительным. Умело используя контрасты света и тени, можно получить совершенно различные эффекты — от живописной сочности до жесткой резкости плакатного рисунка. Высокая контрастность снимка должна быть всегда оправдана композиционной идеей. Если же эстетический или этический смысл изображения не требует резких противопоставлений, очень высокой контрастности следует избегать. Для этого необходимо учитывать не только направление света но и градации светотени, особенно в том случае, когда задача фотографа состоит в передаче фактуры и деталей снимаемого предмета, в правильной обрисовке его объемных форм. Соотношения между светом и тенью можно регулировать посредством подсветки теней с помощью отражающих поверхностей или слабых осветительных приборов рассеянного света. При работе с цветом важно получить такое освещение в теневой части снимка, при котором был бы передан цвет в тенях.
При фотоснимке на цветную пленку в общее понятие контраста объекта входит и цветовой контраст. Под этим подразумевают сочетание одновременно основных и дополнительных цветов. Важно учитывать и цветность света, падающего на снимаемый объект. Как уже говорилось, чтобы создать определенный тип освещения, необходимо правильно выбрать нужные для этого осветительные приборы и правильно их установить. Универсальной схемы установки света для любых видов съемки быть не может, так как выбор освещения диктуется индивидуальными творческими задачами фотографа и различными пластическими особенностями изображаемых объектов. Поэтому мы приводим только общую схему, которая должна варьироваться в каждом отдельном случае.
При выборе освещения для съемки портретов, необходимо помнить, что каждое лицо имеет свои пластические особенности, которые следует четко выявить. Желательно также выделить глаза и подчеркнуть фактуру кожи. Цвет фона не должен резко контрастировать с цветом лица, если только такой контраст не предусматривается специально художественным решением фотокадра. Яркие краски и сложные узоры могут отвлечь внимание зрителя от самого лица. В работе над многофигурными композициями и групповыми портретами размещать людей надо так, чтобы они не заслоняли друг друга и были как-то связаны между собой. При этом желательно подчеркнуть характер их взаимоотношений.
Натюрморт требует замкнутой композиции. Поэтому, приступая к его съемке, пространство кадра необходимо ограничить, чтобы сосредоточить внимание зрителя на предметах, каждый из которых должен нести определенный смысловой акцент. Для этого надо организовать фон, который послужит преградой для нашего взгляда. Таким фоном может служить часть стены, ограниченная в заданных пределах, или экран. При этом надо помнить, что фон является частью композиции. Он может быть декоративно оформлен в одном стиле с натюрмортом или же, наоборот, быть нейтральным, для того чтобы подчеркнуть эстетическую значимость предметов. Размеры фона определяются относительно размеров предметов.
Композиция натюрморта должна быть основана как на равновесии его отдельных частей, так и на равновесии пространства и существующих в нем вещей. Как правило, основную смысловую нагрузку несут один или два главных предмета, которые обязательно противопоставляются друг другу. Остальные предметы расставляются так, чтобы, во-первых, направить внимание зрителя на композиционный и смысловой центр, во-вторых, уравновесить все части постановки. При соблюдении этих правил натюрморт будет восприниматься как гармоничное композиционное целое.
Размещение предметов в пространстве относительно переднего и заднего планов может быть совершенно произвольно, поскольку зависит от эстетического содержания фотоснимка. Одной из основных задач фотографа в работе над натюрмортом является передача фактуры, которая сама по себе несет большой эстетический заряд и тем самым повышает художественный уровень изображения. Освещение выбирается в зависимости от строения поверхностей, т. е. фактуры, от которой зависит характер отражения падающего на эту поверхность света.
Матовые поверхности полностью отражают свет одинаково во всех направлениях (диффузное отражение). Направленный свет, падающий на матовую поверхность, отражается от нее в виде мягкого рассеянного света; поверхность при этом выглядит равномерно и ярко освещенной. При съемке матовых фактур нужны точная дозировка света и точный экспозиционный расчет. При избытке света или передержке матовые фактуры на снимке полностью исчезают, а освещенные поверхности становятся «забитыми» светом. При этом теряется и пластика объемных форм, объект на снимке становится плоским, а изображение невыразительным. Глянцевая поверхность отражает свет и диффузно и под углом, в зависимости от угла падения света. Поэтому на глянцевой поверхности образуются блики, особенно на выпуклых частях.
Зеркальная поверхность характеризуется только направленным отражением падающего света. Особую сложность для фотографа представляет фотографирование предметов из стекла в силу того, что стекло трудно моделировать тенью. Прямой свет проходит сквозь него, оставляя за собой отражение, малоговорящее о форме и рисунке стеклянного предмета. Таким образом, сохраняется только освещение поверхности за стеклянным предметом, размеры которого зависят от плотности стекломассы. Несмотря на это, стекло дает возможность для создания изящных линейных и тональных композиций, необходимо лишь правильно использовать освещение. При съемке стеклянных предметов обязательным является контровое освещение, но желательно, чтобы это был не направленный источник света, а рассеянный, им может служить солнечный свет, льющийся из окна, и боковой свет, создающий блик, или несколько бликов на стеклянной поверхности. Все, что говорилось о технике съемки натюрморта, относится и к съемке изделий прикладного искусства. Особенно тщательного выбора освещения требуют предметы из серебра и золота.
Под репродукционной съемкой понимается воспроизведение фотографическим способом различных плоских оригиналов—картин, эстампов, чертежей и т. п.. Оригиналы могут различаться по технике исполнения и поэтому требования, предъявляемые к их репродуцированию, неодинаковы. Репродуцирование можно осуществлять в масштабе 1:1, с уменьшением или увеличением. Такую съёмку лучше всего производить крупноформатным фотоаппаратом, имеющим двойное растяжение мехов, но возможно репродуцирование среднеформатным и даже малоформатным фотоаппаратом.
Для съёмки небольших оригиналов, когда требуется укрупнение масштабов, необходимо использовать выдвигающиеся оправы объектива, удлинительные кольца, тубусы и специальные приставки, устанавливаемые между объективом и фотоаппаратом или фотоувеличителем.
При съемке фотоаппаратом, не приспособленным к смене объективов, используют положительные насадочные линзы, образующие оптическую систему, фокусное расстояние которой меньше рабочего отрезка фотоаппарата, что позволяет значительно увеличить масштаб. Каждой насадочной линзе и каждому удлинительному кольцу соответствует свой масштаб съемки и свое предметное расстояние. Удлинительные кольца практически не ухудшают качества изображения, в то время как насадочные линзы, не учитываемые при расчете объектива, приводят к снижению резкости и геометрическим искажениям изображения. При репродукционной съемке с использованием фотоаппаратов с матовым стеклом или зеркальных малоформатных фотоаппаратов кадрирование и наводку объектива на резкость контролируют по изображению, полученному на матовом стекле.
При использовании дальномерных фотоаппаратов для наводки объектива на резкость применяются специальные приставки. При их отсутствии кадрирование и наводку на резкость осуществляют по разметочному чертежу и установочным данным, т. е. по расстоянию от плоскости оригинала до плоскости изображения, формату оригинала и масштабу съемки.
Репродуцирование возможно и с помощью обычного фотоувеличителя. Для этого в его негативодержатель вставляют резкий негатив, а сам фотоувеличитель устанавливают так, чтобы изображение негатива на экране было на 3—5 мм больше оригинала. После чего, наведя объектив на резкость включают лампу фотоувеличителя и заменяют негатив отрезком позитивной фотопленки, защищенной от света кассетой из черной бумаги. Закончив необходимые приготовления, включают на время выдержки лампы, освещающие оригинал. Размеры и форма кассет зависят от конструкции негативодержателя фотоувеличителя. Съемку больших оригиналов с расстояния более 1 м можно производить любыми средне- и малоформатными аппаратами со штатива или с рук. Для съемки оригинал укрепляют на стене и освещают симметрично расположенными лампами. Равномерность его освещения проверяют экспонометром, измеряя освещенность в нескольких местах, а также визуальным сравнением теней, отбрасываемых линейкой или карандашом, установленными в центре оригинала, перпендикулярно его поверхности. Если тени от карандаша одинаковы по плотности, то освещенность всего оригинала равномерна.
При репродуцировании какого-либо оригинала устанавливать свет необходимо с учетом задач, стоящих перед фотографом. Скользящий, падающий под малым углом свет может подчеркнуть фактуру холста или краски. Для съемки графических оригиналов наиболее приемлем свет, падающий под углом 20—50° по отношению к ближайшей стороне оригинала. При репродуцировании нельзя забывать о том, что плоскость фотоматериала должна быть абсолютно параллельна плоскости снимаемого объекта, в противном случае могут возникнуть перспективные искажения, устранить которые можно при печатании лишь частично. |