АНГЛИЙСКАЯ ВЕРСИЯ
ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
( 1950 — 2000 )
РУССКАЯ ВЕРСИЯ
Главная   Обратная связь   Статьи   Обзоры
Приборы ночного
видения
Ночные бинокли
Ночные монокуляры
Ночные прицелы
Ночные очки
Дневная оптика
Бинокли
Прицелы
Зрительные трубы
Театральные бинокли
Специальные
устройства
Фотокамеры
Объективы
Микроскопы
Телескопы
Использование оптических средств

Под оптическими средствами, используемыми как выразительные, подразумеваются различные объективы, фокусное расстояние которых короче или длиннее фокусного расстояния нормального объектива, обеспечивающего правильную перспективу, обычное восприятие пространства. Короткофокусные объективы позволяют увеличивать угол изображения. При этом, чем короче фокусное расстояние объектива, тем больше угол изображения. Используя такие объективы, фотограф имеет возможность создавать так называемую сферическую перспективу. Это эффектные снимки, запечатлевающие огромные пространства. Короткофокусные объективы используют и при съемке массовых сцен, когда необходимо передать взглядом огромное пространство.

Подобные объективы обладают свойством искажать предметы, преувеличивать перспективу при различных наклонах фотоаппарата. К ним относятся и уникальные объективы, получившие название «рыбьего глаза», дающие охват пространства на 180°. Длиннофокусные объективы, напротив, уменьшают угол изображения и имеют малую глубину резкости. Они используются в том случае, если надо дать крупным планом объект, находящийся на большом расстоянии от точки съемки, приблизить задний план к переднему. Таким образом можно добиться ощущения замкнутого ограниченного пространства. С помощью широкоугольных объективов можно гипертрофировать формы запечатлеваемых предметов, создавая один из вариантов фотографического гротеска. Фотографические объективы различаются не только по величине угла, но и по фотографическому рисунку. Мягкорисующая оптика позволяет смягчить резкие переходы от света к тени, придать изображению более живописный характер. Существуют объективы, дающие резкие, жесткие изображения в графической манере.

К оптическим средствам выразительности относятся и различные свето и цветофильтры.
Существуют светофильтры, с помощью которых можно получить эффекты, основанные на таких физических явлениях, как диффузия и дифракция. Дифракционные светофильтры создают световой рисунок, характер которого будет зависеть от конфигураций нанесенных на стекло линий. Дифракционный круг на светофильтре может превратить источник света в кадре в сплошное, излучающее сияние пятно или в огненный шар, что будет зависеть от расстояния между вычерченными линиями, а дифракционное кольцо создаст вокруг источника света красивый ореол. Если рисунок на дифракционном светофильтре будет в виде креста, то лучи, идущие от источника света, на фотоснимке образуют крест. Несколько пересекающихся в одной точке линий создадут в фотокадре декоративный эффект лучевого пучка. Подобных рисунков на светофильтре может быть несколько, но, чтобы получить желаемый эффект, необходимо визуально совместить точку пересечения нанесенных линий с источником света. Диффузионными светофильтрами могут служить марлевые, тюлевые, капроновые сетки, стекла, смазанные жирным веществом. Такие светофильтры, как бы размывая свет, создают ощущение легкой дымки, окутывающей предметы, или погружения объектов в туман.

Возможно сочетание на одном светофильтре явлений диффузии и дифракции. Так, например, часть поверхности светофильтра может быть смазана жирным веществом, отчего произойдет диффузия света, а на чистом участке может быть нанесена крестообразная риска. Таким образом, часть изображения на фотоснимке будет окутана туманом, смягчающим резкие переходы света и тени, размывающим контуры предметов, а дифракционный крест контрастно противопоставит диффузионной зыбкости острые яркие лучи, полученные в результате разложения светового потока. Подобные композиции могут передавать удивительные состояния природы, когда сияние солнечного света разливается в свежем и влажном воздухе. Вариации эффектов, получаемых с помощью диффузионных и дифракционных светофильтров, полностью находятся во власти фантазии фотографа. Компенсационные светофильтры позволяют менять тональность, высветлять или притемнять отдельные объекты. Поляризационный фильтр устраняет в фотокадре блики, образованные при отражении света от гладких поверхностей, создавая приглушенную светотеневую тональность. Нейтрально-серый фильтр при съемках на натуре притемнит яркий цвет неба, а окраску растительности сделает более насыщенной.

Различные методы обработки, как негативов, так и позитивов в лабораторных условиях, а также особая техника печати фотоснимков могут быть использованы и как средства выразительности. К ним относятся: соляризация, псевдосоляризация, изогелия, монохромия, получение крупнозернистого изображения, нерезкого барельефа, структурного изображения и т. д.


"RONBO.RU" г.Москва
2007